Если зажигание выставлено не неправильно, то будут происходить различные сбои, повышенная детонация, износ механизма газораспределения и снижение мощности двигателя, так же увеличенная вибрация и увеличение шума. Бензин будет сгорать не сразу, появится детонация, которая ударяет по стенкам цилиндров, что вызывает вибрацию. Ниже на рисунке изображена камера сгорания в момент верхней мёртвой точки двигателя ВАЗ 2107, в тот момент когда создается рабочее давление, клапан надёжно перекрывает камеру. 1 – нормальное сгорания, 2 – детонация смеси.
Когда необходимо задуматься о регулировке момента зажигания?
- появился звонкий призвук отдающего «металлом», в работе двигателя, его называют «стук пальчиков» при езде автомобиля без нагрузки и ускорения;
- детонация, автомобиль трясется в течение нескольких секунд после того как двигатель заглушен;
Виды момента зажигания
- Позднее зажигание, запаздывающее — искра в цилиндре образуется после прохождения поршнем верхней мертвой точки.
- Раннее, опережающее — в данном случае искра образуется ещё до того, до появления поршня в верхней мертвой точке. При раннем зажигании быстрее шатун и поршень, потому-что возрастает нагрузка на эти узлы и появляется нагар.
Что нужно сделать перед выставлением зажигания
Сначала необходимо убедиться, в том что:
- все свечи рабочие, отрегулированы зазоры, не образуется нагар, сверху — свеча с нагаром, снизу – нормальная.
- броне-провода имеют хорошую изоляцию контакт со свечей;
- проверить контакты трамблёра не подгоревшие ли они. Если они подгорели, то их необходимо заменить;
- контакт и качество провода с катушки хорошие, исправна ли катушка зажигания;
- очистите всю грязь и пыль с катушки, крышки распределителя и контактов трамблёра;
- регулировку зажигания нужно выполнять на полностью прогретом двигателе.
Как выставить зажигание по лампочке?
- выкручиваем свечу первого цилиндра;
- вставляем в свечное отверстие резиновую пробку подходящего размера, чтобы заходила потуже;
- потом ключом вращаем медленно коленвал, до тех пор, пока пробка не выскочит. Это будет означать что поршень первого цилиндра находится в верхней мертвой точке, или очень близко к ней;
- после совмещаем среднюю метку на передней крышке двигателя и метку шкива коленвала. Средняя метка обозначает угол опережение зажигания на 5°;
- после этого вворачиваем обратно свечу и надеваем на нее провод;
- приготовьте лампочку 12 В с проводами, один провод – на плюс катушки зажигания, а второй – на «массу»;
- ослабляем гайку крепежа трамблёра и определяем момент зажигания;
- включаем зажигание автомобиля, лампочка должна загореться;
- поворачиваем трамблер по часовой стрелке, пока лампочка не погаснет;
- теперь поворачиваем трамблер ПРОТИВ часовой стрелки, пока лампочка опять не загорится. Это и есть точная регулировка, когда момент зажигания выставляется правильно;
- закручиваем гайку трамблера.
Теперь давайте проверим насколько правильно установлен момент зажигания. Выбираем прямой участок дороги, без спусков и подъёмов, двигатель должен быть полностью прогретым, едем на 4-й передаче со скоростью 40-50 км/ч и затем резко прибавляем газ. Должен появится характерный «стук пальчиков», как скорость повысится где-то на 5 км/ч, стук должен прекратиться сам по себе. Это и будет свидетельствовать о том что момент зажигания выставлен правильно. Если стук длится намного дольше или вообще не возникает, установка угла опережения недостаточная, и необходимо повторить регулировку.